Версия для слабовидящих
Страна Россия
Статус  Муниципальный район
Входит в состав Новгородской области
Включает 4 муниципальных образования
Административный центр город Сольцы
Глава муниципального района Котов Александр Яковлевич
Население (2019)  13 447 чел.
Плотность 9.46 чел\кв.км
Площадь  1 422,1 кв.км

 

VK_Blue_Logo_transparent

 

 

ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ

« Назад

РЕШЕНИЕ № 218 20 декабря 2012 года  16.01.2013 19:39

                                                                                                                                                                             РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

НОВГОРОДСКАЯ  ОБЛАСТЬ

ДУМА СОЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

РЕШЕНИЕ

 

 

О принятии стратегии социально-экономического развития

Солецкого муниципального района до 2030 года

 

 

Принято Думой Солецкого муниципального района  20 декабря  2012 года

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Солецкого муниципального района, Дума Солецкого муниципального района РЕШИЛА:
1. Принять прилагаемую стратегию социально-экономического развития Солецкого муниципального района до 2030 года.
2. Рекомендовать Администрации муниципального района организовать мониторинг реализации стратегии.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комиссию по бюджету, финансам и экономике Думы муниципального района.
4. Опубликовать настоящее решение в газете «Солецкая газета» и разместить на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 


Глава Солецкого
муниципального района

 


Председатель   Думы

Солецкого муниципального района

 

Ю.П. Сычёв

 

Л.С. Плаксина

 

 

 

 

20 декабря 2012 года

№ 218

г. Сольцы              

                                                                    Утверждена

                                                     решением Думы Солецкого

                                                        муниципального района

                                                           от 20.12.2012 № 218                                                                                                                                                  

Стратегия

социально-экономического развития

Солецкого муниципального района

до 2030 года

 

 

Сольцы

2012

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Солецкого муниципального района до 2030 года (далее Стратегия) направлена на реализацию миссии Солецкого муниципального района, которая видится всем участникам разработки Стратегии как:

«Солецкий район –
 территория комфортного
проживания населения».

Данная миссия учитывает историческое и культурное своеобразие района, и определяется его ресурсными возможностями и конкурентными преимуществами по сравнению с другими муниципальными образованиями Новгородской области.

Основная цель разработки и реализации Стратегии -  повышение уровня и качества жизни населения района.

Основополагающими принципами формирования Стратеги являются:
обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального района как территории с диверсифицированной экономикой;
формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов;
сохранение самобытности и культурного наследия района.

           В результате реализации Стратегии планируется:

  • обеспечить условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан;
  • создать среду для культурного развития и полноценного отдыха жителей;
  • повысить качество предоставляемых населению коммунальных и социальных услуг;
  • создать условия для неухудшения экологической ситуации;
  • создать условия для стабильного развития экономики в интересах местного сообщества.

           В количественных показателях достижение этих ориентиров будет выражаться следующим образом:

¨     устойчивый рост доходов населения;

¨     рост налоговой базы;

¨     рост населения за счет естественного прироста, а также за счет миграции квалифицированных кадров;

¨     снижение относительной стоимости коммунальных услуг.

В Стратегии определены основные направления развития производственной и социальной инфраструктуры исходя из имеющейся ресурсной базы, рационального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.

 

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                              

1.1Географическое, историческое и культурное своеобразие

Солецкого района

                                                                       

          Солецкий район является муниципальным образованием в составе Новгородской области. Его площадь составляет 1,4 тыс. кв.км. В состав района входят одно городское поселение - районный центр г. Сольцы и три сельских поселения: Выбитское, Горское, Дубровское. На территории района расположено 174 населенных пункта. Наиболее крупными населенными пунктами в районе являются: д. Выбити с населением 985 человек; д. Сосновка – 267 человек; д. Невское – 260 человек; д. Горки – 253 человека; д. Дуброво – 238 человек.
         Солецкий район расположен на западе Новгородской области. Он граничит на юго-западе с Псковской областью, с Шимским и Волотовским районами Новгородской области с севера и востока соответственно.
          Город Сольцы расположен в 3 км от железнодорожной станции на левом берегу реки Шелонь с многочисленными солеными источниками, которым и обязан город своим названием  Расстояние до областного центра составляет 79 км.
          Сольцам исполнилось 622 года. С древнейших времен деревня Сольца, затем слобода и купеческий посад Сольцы был важным перевалочным пунктом на торговом пути из Новгорода в Псков. Организованная по указу Ивана Грозного колесная слобода Сольцы на протяжении 200 лет снабжала русскую армию колесами и лафетами для пушек. Крестьянство славилось выращиванием льна, зерновых культур, занималось также животноводством.
         Известен был город и бальнеологическим курортом, созданным в годы первой мировой войны для реабилитации русских офицеров. Во время Великой Отечественной войны город находился в фашистской оккупации, и многие здания, в том числе курорт, были разрушены или сожжены.
         Сегодня город Сольцы уникален сохранившейся исторической застройкой с купеческими особняками и лавками, культовыми зданиями: старообрядческой молельни, деревянной церкви Покрова (18в.), действующего Ильинского собора, построенного в 1825 г. Решением коллегии Министерства культуры РФ город Сольцы отнесен к числу исторических поселений России.
         Город Сольцы является основным транспортным узлом района, концентрирующим значительную часть автодорог муниципального значения, а также пригородные автобусные маршруты.
         По устройству поверхности район представляет слабовсхолмленную равнину, по которой протекает река Шелонь с притоком Ситня.
         На территории района имеются месторождения различных нерудных ископаемых: карбонатные породы, глины, песчано-гравийный материал, фосфориты, марганец, кобальт, молибден, минеральные воды. В районе проведены геологоразведочные работы по выявлению запасов кирпичных глин. Мощность месторождения позволяет обеспечить разработку на многие десятки лет. Глины пригодны для производства кирпича, черепицы, керамики.
         Почвы, в основном, дерново-подзолистые и подзолистые, торфяники занимают незначительную площадь, в смешанных лесах преобладают лиственные породы.
         Некоторые памятники природы взяты на особый учет: минеральный источник в г. Сольцы, огромные валуны на берегу р. Шелонь, парки усадеб в деревнях Выбити, Горки, Каменка, красивейший Молочковский бор в 5 км от города, сосновая роща в д. Велебицы.
  Леса  в районе занимают площадь 79.1 тыс. га, из них: 94 процента - лиственные породы. Общий запас древесины – 12,5 млн. куб. м., из него 7,5 млн. куб. м. – спелые и перестойные насаждения.

 

                           1.2 Анализ демографической ситуации

        Численность населения Солецкого района и города Сольцы на 01.01.2012 составляла 14,9 тыс. человек. Плотность населения в районе - 10 человек на 1 кв. км.
      Из общей численности населения 62 % проживает в городе Сольцы.
Национальный состав населения характеризуется низкой степенью полиэтничности. В национальной структуре населения доминируют русские - более 90 %, украинцы – около 1,5 %, белорусы – около 1 % и т. д.
      Численность населения района ежегодно сокращается на 300–350  человек. В последние 3 года наметилась тенденция снижения смертности.  Динамика численности населения и демографическая ситуация района представлены в следующей таблице:

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения, тыс. чел.

17,2

16,9

16,7

16,3

15,6

14,9

Число родившихся, чел.

145

177

188

177

165

134

Число умерших, чел.

412

392

389

405

370

310

         В результате ликвидации воинских частей не только значительно сократилось население в 2010-2011 г.г., но и изменился возрастной состав населения в сторону уменьшения доли населения трудоспособного и моложе трудоспособного возраста:

        Возрастной состав населения Солецкого муниципального района

(процент от общей численности населения) за последние годы

Наименование

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

    1

    2

        3

     4

    5

    6

Моложе трудоспособного возраста

    15,9

     15,5

    15,1

    15,4

 15,2

Трудоспособного возраста

     57,8

     58,0

    58,1

    57,6

     55,7

Старше трудоспособного возраста

     26,3

     26,5

    26,8

    27,0

     29,1

 

 

Демографическая ситуация в Солецком районе характеризуется как неблагоприятная:

  • Относительно низкие и имеющие тенденцию к уменьшению показатели рождаемости;
  • Высокие показатели смертности населения;
  • Значительное превышение естественной убыли населения над рождаемостью;
  • Высокая доля населения в возрасте старше трудоспособного;
  • Высокая демографическая нагрузка на трудоспособное население.

           Ключевой задачей развития территории становится формирование благоприятной среды жизнедеятельности постоянного населения и повышение миграционной привлекательности территорий перспективных населенных пунктов района.

 

 1.3Трудовые ресурсы

Численность трудовых ресурсов Солецкого района в 2011 г. составила 9,1 тыс. человек, или 59,5 % от общей численности населения района. Удельный вес трудовых ресурсов района в общей численности трудовых ресурсов Новгородской области составляет 2,8%.
Население в нетрудоспособном возрасте значится в количестве 6,9 тыс. человек, из них: 2,5 тыс. человек – дети, 4,4 тыс. человек – пенсионеры. Вместе с тем, численность лиц старших возрастов и подростков, занятых трудовой деятельностью, в структуре трудовых ресурсов составляет около 0,5 тыс. человек.
     Среднесписочная численность работников предприятий и организаций составила 3,1 тыс. человек.
Основная часть занятого населения работают в бюджетной сфере – около 1/3, 17,6 % занято в государственном управлении и обеспечении военной безопасности. В промышленности занято около 12%.
Таким образом, трудовой потенциал Солецкого района характеризуется как достаточно низкий, исходя из половозрастной структуры населения.
В 2011г. 0,2 тыс. человек (2,1 % от численности экономически активного населения) не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией МОТ, классифицировались как безработные. Удельный вес безработных района в общей численности безработных области составил 4,3 %.

1.4 Анализ непроизводственной сферы

Здравоохранение

        В государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения Солецкая центральная районная больница входят больница на 98 коек и 17 фельдшерско-акушерских пунктов. Структурными отделениями больницы являются: поликлиника мощностью 375 посещений в смену, детская консультация мощностью 45 посещений в смену и отделение скорой помощи.
         Основной проблемой в здравоохранении района является неукомплектованность кадрами, сегодня больнице требуются 7 врачей и 4 фельдшера.

Образование, молодежная политика

         В сфере образования  района работают 16 муниципальных общеобразовательных учреждений (8 дошкольных учреждений, 5 школ, Центр детского творчества и детско-юношеская спортивная школа), 1 учреждение социального обслуживания молодежи («Дом молодежи»). Кроме того, на территории района функционируют 3 государственных учреждения (детский дом-школа № 7, Центр психолого-медико-социального сопровождения № 14, филиал Старорусского агролицея).
         Часть зданий и сооружений учебных заведений требует капитального и косметического ремонта. Не все дошкольные учреждения обеспечены водоснабжением и водоотведением.
        К проблемам в системе образования района относятся:

      - увеличение несоответствия между ростом требований к современным условиям обучения и темпам обновления инфраструктуры образовательных учреждений. Недостаточность финансовых средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы учреждений,  их ремонт благоустройство территорий;

      - низкий уровень притока молодых педагогов;

      - несоответствие качества предоставляемых образовательных услуг потребностям населения.

        Среди основных проблем, сдерживающих развитие сферы молодежной политики в районе, следует отметить:

      - недостаточное финансирование районных целевых программ в сфере реализации молодежной политики;

      - недостаточное развитие материально-технической базы муниципального бюджетного учреждения «Дом молодежи» и других учреждений по работе с молодежью;

      - отток молодежи из района.

Физическая культура и спорт

В настоящее время в районе действуют 25 спортивных сооружения, в том числе 8 спортивных залов, 13 плоскостных спортивных сооружений. Обеспеченность населения современными спортивными объектами (по плоскостным сооружениям-118%, спортивным залам-33,92%, бассейнам-0%)  не соответствует утвержденным социальным нормативам, что является одной из причин, не позволяющих в полной мере осуществлять задачу оздоровления населения. Существующая материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении. Большинство сооружений оснащено старым оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с сельским населением. Уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех слоев населения недостаточен и составляет 17,26% (2695 чел.), тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 30-40 %.
Среди основных проблем, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в районе, следует также отметить недостаточное финансирование районных целевых программ в данной сфере и отсутствие выраженной отраслевой структуры управления развитием физической культуры и спорта.

Культура

        В сфере культуры работают 5 муниципальных учреждений:

 - детская школа искусств;

 - Солецкий краеведческий музей с филиалом «Историко-культурный и природный комплекс «Выбити»;

 - Центр культуры и досуга с 10-ю филиалами – Домами культуры и клубами на селе,

 - «Межпоселенческая  централизованная библиотечная система», в состав которой входит районная библиотека с 15 филиалами;

 - «Центр методического  и бухгалтерского обслуживания учреждений культуры района».

Социальная сфера

            Комитет по социальной защите населения  организует денежные выплаты пособий, компенсаций льготным категориям граждан в соответствии с областным и федеральным законодательством. В районе реализуются мероприятия следующих областных целевых программ: «Доступная среда», «Семья и дети», «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Новгородской области на 2011-2013 годы», «Активное долголетие».

 

1.5 Промышленность

Промышленность в муниципальном  районе представлена следующими предприятиями:

     - электронной (ООО «Завод Эллипс», ООО «Метеор», ООО «Спираль 2003»);

     - легкой промышленности (ООО «Фанг»);

     - пищевой (ООО «Сольцы-хлеб», ЗАО «Кондитер», ООО «Альянс», ООО «Янус»;

     - полиграфической (ООО «Солецкая типография»);

     - деревообрабатывающей (ООО «ТДТ»)

     - мебельной (ООО «КВИМ»);

     - металлообрабатывающей промышленности (ООО «Сельхозтехника») .

К промышленной деятельности относится также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (ЖКХ)

        За 2011 год  объем  отгруженных товаров собственного производства в районе  составил 241,4 млн руб. Обрабатывающие производства составляют 62% от общего объёма. 
         Наибольший удельный вес в общем объёме производства 39% занимает  производство и распределение э/энергии, газа и воды, 36% – производство пищевых продуктов, 22% – производство электронного оборудования, 3 % – текстильное и швейное производство.
        Подавляющее большинство промышленных предприятий района – малые. С развитием торговых сетей им все труднее конкурировать на товарных рынках, что заметно сказывается на объемах производства.

Производство продукции в натуральном выражении

предприятиями района

Наименование продукции

Произведено продукции

 2011 г.

 2010 г.

в % к 

2010 г.

Магнитопроводы, тыс.шт.

134,2

121,6

110,3

Трансформаторы, тыс.шт.

  22,5

  28,2

  79,7

Хлебобулочные, т

754,3

862,5

  87,5

Кондитерские, т

858,5

   1460,2

  58,8

Минвода, дкл

426,0

721,0

  59,1

Напитки, дкл

480,2

621,0

  77,3

 

  • Основные проблемы:
  • низкая инвестиционная деятельность;
  • спад производства промышленной продукции;
  • высокий уровень физического и морального износа основных фондов;
  • низкая конкурентоспособность продукции;
  • рост цен на сырье и основные энергоносители.

1.6  Сельское хозяйство

           Сельское хозяйство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей района. В 2011 году рост производства составил 113,1 % . По темпам развития сельскохозяйственного производства район занял четвертое место в рейтинге муниципальных районов области.

В Солецком районе сельскохозяйственным производством занимаются 12 организаций (3 из них начали производственную деятельность в 2011 году), 47 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 5929 личных подсобных хозяйств и 2716 дачных хозяйств.

          Земли, на которых хозяйства района занимаются производством сельскохозяйственной продукции, составляют 39570 га, в том числе 39224 га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 34625 га. Однако используется только 42,6 %.

         Ведущая  отрасль в сельском хозяйстве района - животноводство. Более 70 % всех сельскохозяйственных организаций занимаются молочным скотоводством. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 4362 головы. Поголовье свиней составило 2305 голов, овец и коз 1207 голов. В связи с небольшими надоями молока, дефицитом кадров, принятием  «Технического регламента на молоко и молочные продукты» имеется необходимость строительства новых и реконструкции имеющихся ферм. В настоящее время ведется строительство молочно-товарной фермы на 200 голов в колхозе «Россия»/СПК с применением современных технологий кормления животных. Отремонтирована свиноферма в ООО «Светлицы».

         Посевная площадь сельскохозяйственных культур по всем категориям хозяйств в 2011 году составила 13984 га,  в том числе: по сельскохозяйственным организациям 12722 га, из них: зерновых и зернобобовых культур 1452 га, льна - долгунца 330 га. Основная задача растениеводства - обеспечение кормами животноводческой отрасли. Качество и питательность кормов зависит от состояния многолетних трав. Многие хозяйства из-за дороговизны минеральных удобрений  не в полном объеме проводят подкормку трав, что снижает их урожайность.

        Несмотря на то, что Солецкий район и относится к территориям области с относительно благоприятной ситуацией в сельскохозяйственном производстве, основными проблемами в развитии сельского хозяйства остаются:

-низкая рентабельность сельскохозяйственного производства;

-низкие темпы  технической и технологической модернизации и реконструкции сельскохозяйственного  производства;

- недостаток квалифицированных кадров.

1.7  Строительство

На территории Солецкого района строительную деятельность осуществляют 5 строительных организаций с общей численностью работающих 77 человек: ООО «Солецкое дорожно-эксплуатационное предприятие», ООО «Стройремонт», ООО «Алекс», ООО «Стройсервис», ИП Давыдов А.В.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»,  в 2011 г. составил 96,8 млн. руб. Введено жилья 2782 кв.м.  Построены  две блок-модульные котельные, распределительные сети газопровода среднего и низкого давления по Набережной 7 Ноября и ул. Комсомола. Отремонтировано  7 км дорог и 0,404 км тротуаров, установлено 258 дорожных знаков, продолжается строительство двух магазинов.

1.8 Торговля, услуги населению

           В развитии потребительского рынка района в целом сохраняются позитивные тенденции. Однако снижение экономической активности организаций и населения оказывает влияние на замедление показателей развития розничной торговли, общественного питания, оказания платных услуг.

            Торговой деятельностью в районе занимаются 24 юридических лица, 55 индивидуальных предпринимателей.  На территории района действуют два розничных рынка: универсальный рынок на 100 торговых мест, сельскохозяйственный рынок на 40 торговых мест. Оборот розничной торговли за   2011 год составил 1150,1 млн. руб., темп роста 103,9 % . Товарооборот на душу населения    73649  руб.,  темп роста 105,2% . В общем обороте розничной торговли на торгующие организации приходится 84,7% , на ярмарки и рынки -15,3 %. Пятая часть товаров реализуется через систему потребкооперации.

            Торговая площадь по состоянию на 01.01.12 г. составляла  7041,4 кв.м. или 450,9 кв.м на 1000 жителей (норматив – 406кв.м).

Данная отрасль экономики продолжает развиваться. В 2011 году открыты 3 магазина: «Пятерочка» с площадью 200 кв. м. ООО «Агроторг», «Посуда»  ИП  Ильина И.Н.,   магазин «Одежда» ИП Шапкиной.

   Общественное питание представлено в районе в основном предприятиями районного потребительского общества, реализующими собственную продукцию более чем на 20 млн. руб.

За   2011 год оказано платных услуг на сумму  94 млн. руб.,  что на душу населения по району составляет 6053 руб.

 

1.9  Анализ бизнес-климата

 

           В настоящее время    в районе  работают 62     малых и микро предприятия  и 300 предпринимателей.  Малые предприятия работают во всех отраслях экономики района. В 2011 году малыми предприятиями произведено товаров на сумму 80,1 млн.руб.,  что составляет 54 % от общего объема производства в обрабатывающей промышленности.

        Для индивидуальных предпринимателей наиболее предпочтительной остается сфера торговли. Вместе с тем, такие виды услуг, как ремонт телеаппаратуры и сложнобытовой техники, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт обуви, фотоуслуги, услуги такси парикмахерские услуги оказывают только предприниматели.

         В районе создан Совет предпринимателей, который рассматривает проекты нормативных актов, затрагивающих интересы бизнеса, обсуждает ситуации, сложившиеся в отдельных отраслях экономики, участвует в формировании политики по созданию предпринимательского климата.

         С целью содействия развитию предпринимательства 4 декабря 2010 года принята муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Солецком муниципальном районе на 2011-2013 годы». В прошедшем году на финансирование мероприятий программы израсходовано 1280 тыс.руб., в том числе за счет муниципального бюджета – 300 тыс.руб., областного – 196 тыс.руб. и федерального – 784 тыс.руб.  В ходе реализации программы в 2011 году оказана поддержка 14 субъектам малого бизнеса, в том числе 2-м выплачены субсидии на возмещение уплаченных процентов по кредитам, 3 начинающих субъекта получили субсидию на организацию бизнеса, организовано и оплачено обучение 6-ти руководителей малых предприятий по программе «Охрана труда», 3 предприятия получили субсидию  в целях возмещения затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.

         В целях стимулирования деловой активности и морального поощрения предпринимателей ежегодно проводятся районные конкурсы «Предприниматель года», парикмахерского искусства, конкурс среди  сельскохозяйственных предприятий.

         На официальном сайте Администрации района размещается и постоянно обновляется информация о деятельности и проблемах малого и среднего предпринимательства, ежеквартальная информация об итогах социально-экономического развития района, также представлена информация о   свободных инвестиционных площадках, муниципальном имуществе, предлагаемом на продажу либо в аренду.

         В муниципальном районе нет специального нормативного правового документа, регулирующего инвестиционную деятельность. Однако этот факт нельзя рассматривать как существенный, поскольку на территории области действует соответствующий областной закон, определяющий основные принципы инвестиционной деятельности в Новгородской области, устанавливающий гарантии для инвесторов, выполняющий иные регулятивные функции. В районе инвесторам предоставлены льготы по всем налогам, право льготирования по которым принадлежит органам местного самоуправления.

         Индивидуальное предпринимательство по-прежнему остается привлекательным в глазах экономически активного населения, ищущего пути повышения своего жизненного уровня через реализацию различных бизнес-идей. Однако большинство начинающих предпринимателей сталкиваются с проблемой недоступности финансовых ресурсов, отсутствием базовых знаний и необходимой информации для ведения бизнеса.

         Препятствием на пути развития уже работающих предприятий малого  бизнеса также является ограниченность финансирования, недостаток собственных средств на внедрение новых технологий и  обучение кадров, высокий риск вложений.

 

1.10 Анализ инфраструктурной обеспеченности района.

Транспорт

          Район имеет важное транзитное значение, обеспечивая связь Новгородской области с соседними регионами. Связь с другими районами области, а также с другими регионами России осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Железнодорожное сообщение на территории района представлено участком направления Киев - Санкт-Петербург Октябрьской железной дороги, протяженностью 32 км, пересекающим район с севера на юго-запад, и участком железной дороги Дно – Старая Руса протяженностью 10 км. Дороги не электрифицированы. Через реку Шелонь имеется металлический железнодорожный мост шириной 12 м, длиной 154 м, пропускной способностью 40 пар в сутки.

На территории района находятся 3 станции (Сольцы, Куклино, Леменка), 4 остановочных пункта (210 км, 213 км, 218 км, 527 км), 1 разъезд (Мяково). Железнодорожная станция Сольцы Санкт-Петербург - Витебского отделения Октябрьской железной дороги расположена в районном центре, между остановочными пунктами Низы (Шимский район) и 210 км, находится на расстоянии 205 км от Санкт-Петербурга, 40 км от г. Дно Псковской области. Железнодорожные магистрали выполняют преимущественную часть грузовых и пассажирских перевозок.

Путевое развитие включает в себя 4 пути — три пассажирских и один погрузочно-разгрузочный, две платформы.

Автомобильный транспорт

Основным транспортным узлом района является город Сольцы, концентрирующий значительную часть автодорог муниципального значения, а также пригородные автобусные маршруты.

Дорожная сеть района представлена дорогами федерального, регионального, муниципального значения и внутрихозяйственными автодорогами.

Сеть внешних дорог, подходящих к г. Сольцы, представлена: Федеральной дорогой А-116 «Великий Новгород – Псков», дорогами регионального значения «Сольцы – Дно», «Сольцы – Волот», дорогами районного значения «Сольцы – Выбити», «Сольцы – Горки», «Сольцы – Дуброво»,  перемычками, связывающими дороги А-116 «Великий Новгород – Псков» и «Шимск – Феофилова Пустынь», местными дорогами, связывающими центры поселений с населенными пунктами.

Общая протяженность автодорог общего пользования, проходящих по территории муниципального района составляет 537 км.

Можно определить следующие положительные стороны транспортной инфраструктуры района:

автобусным сообщением охвачена большая часть населенных пунктов района;

район по плотности автомобильных дорог находится в числе первых в Новгородской области;

наличие железнодорожного сообщения;

большая часть дорог, соединяющих населенные пункты района, имеет твердое покрытие.

Наиболее важными проблемами транспортного сообщения на территории района являются:

         низкое качество внутрипоселковых автодорог многих населенных пунктов;

        большие транспортные потоки по федеральной трассе, а также на направлениях «Сольцы – Горки – граница Новгородской области», «Сольцы – Старая Русса», что увеличивает выбросы загрязняющих веществ;

        неэлектрифицированные железные дороги, что также способствует повышенному загрязнению воздуха и почв прилегающих к дорогам территорий.

Водоснабжение, водоотведение

Солецкий район не располагает в достаточном количестве собственными ресурсами подземных вод для всех видов хозяйственной деятельности. К наиболее надежным источникам водоснабжения населения района относятся  поверхностные воды (р. Шелонь и др.). Подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения используются ограниченно.

         Протяженность  водопроводных сетей района – 91,8 км. Износ водопроводных сетей района в среднем составляет от 73,6 до 90 %, причем большая часть сетей бесхозна.

Общая протяженность канализационных сетей района составляет 43,2 км, количество очистных сооружений – 6. Однако и канализационные сети и очистные сооружения района значительно изношены. Очистные сооружения работают неэффективно, либо не эксплуатируются.

Электроснабжение

Энергоснабжение района осуществляется путем подачи электроэнергии через линии электропередач ВЛ-110 кВ, ВЛ-35 кВ, ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ,  трансформаторные подстанции ПС 110/35/10 кВ, ПС 110/10 кВ, ПС 35/10 кВ, ПС 10/04 кВ.
Большая часть оборудования и сетей эксплуатируется 25 и более лет со дня ввода в эксплуатацию, что не позволяет считать энергосистему района надежной и устойчивой.

Газоснабжение

В настоящее время в районе природным газом  полностью газифицированы: микрорайон города Сольцы-2, несколько многоквартирных домов в центре города, частично – д.Выбити.   Население, проживающее на остальной территории района, использует для газоснабжения индивидуальные газовые баллоны.
Отсутствие природного газа сдерживало развитие района. По этой причине инвесторами не рассматривались свободные индустриальные площадки под размещение производств.

Теплоснабжение

Теплоснабжение населенных пунктов района осуществляется индивидуальными отопительными котлами, а также котельными, работающими на угле и мазуте. Общая установленная мощность котельных – 54,56 Гкал/час. Большинство котельных имеют коэффициент загрузки менее 40 %, что влечет высокую стоимость теплоэнергии.
Общая протяженность тепловых сетей составляет 24,789 км, сетей горячего водоснабжения – 5,397 км.

Связь

Основным видом связи в Солецком районе является телефонная связь. Проводную телефонную связь обеспечивают 16 АТС. Услуги мобильной связи на территории района предоставляют операторы сотовой связи МТС, Билайн, Мегафон и Теле 2.
   В настоящее время на территории района действуют 10 отделений почтовой связи ФГУП «Почта России».
Развитие почтовой связи должно быть связано с дальнейшим расширением услуг связи, как в области расширения собственно почтовых услуг, так и в области разнообразия финансовых услуг, доступа в сеть Интернет, услуг экспресс-доставки.
Интернет-сети в целом по району развиты слабо, качество предоставляемых услуг неудовлетворительное.

1.11 Ресурсный потенциал  развития Солецкого района

Природно-климатические факторы

         Климат Солецкого района характеризуется как переходный от морского к континентальному и формируется под влиянием влажных западных морских и сухих восточных континентальных воздушных масс.
         Для района характерно избыточное количество влаги, в среднем выпадает 500-600 мм осадков в год. В общем, климат района относительно благоприятен для осуществления любых видов хозяйственной деятельности,
в том числе рекреации, но район относится к зоне рискованного земледелия
         На территории района получили распространение дерново-подзолистые, суглинистые, а также подзолисто-болотные почвы. Подзолистые и дерново-подзолистые почвы обычно бедны питательными веществами, кислы и нуждаются в известковании, а также во внесении удобрений. Содержание гумуса в таких почвах составляет 0,5-3%. Широкое распространение подзолисто-болотных почв объясняется близким залеганием к поверхности грунтовых вод.
        Территория района относится к лесной зоне, подзоне смешанных лесов.

 

Минерально-сырьевые ресурсы

         В районе выявлено более 20 месторождений и проявлений полезных ископаемых, в том числе, легкоплавких глин, минеральной воды, торфа, песчано-гравийных материалов (ПГМ), строительных песков. Общая стоимость минерального сырья оценивается в $6,4 млн.  Наиболее перспективными объектами являются Солецкое месторождение легкоплавких глин, Солецкое месторождение ПГМ и месторождение минеральной воды. Разведанные запасы торфа составляют 16,9 млн.тонн.     Солецкий район располагает значительной минерально-сырьевой базой, что является одним из факторов конкурентоспособности.

Земельные ресурсы

 Площадь района составляет 142291 га. Фонд перераспределения – 7988 га, из них сельскохозяйственные угодья – 6840 га, в т.ч. пашня 5271 га.
         Земли фонда перераспределения района могут предоставляться в соответствии с Земельным кодексом РФ и целевым назначением, могут быть проданы или переданы в аренду. В настоящее время перед администрацией стоит задача повышения эффективности управления земельными ресурсами.

Лесные ресурсы

 Общая площадь лесов муниципального района составляет 79094 га. Хвойно-широколиственные леса чередуются с хвойными и мелколиственными. По составу это преимущественно березовые и березово-осиновые леса. Хвойные породы представлены в основном сосной, елью, редко – лиственницей. Лесистость района составляет 41 %. Расчетная лесосека – 255 тыс. куб.м. На участках вырубленного леса распространена поросль березы и кустарника.
 Основным видом использования лесных ресурсов района является заготовка древесины, отпуск гражданам для нужд отопления, строительства.   Побочными видами использования лесов могут быть сенокошение, сбор ягод и грибов, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, рекрационное использование, охота. В лесах обитают 25 видов млекопитающих  и 63 вида птиц, отнесенных к объектам охоты. На многих болотах гнездятся утки и гуси.         Разнообразие животного мира и наличие большого количества водоемов и водотоков создают благоприятные условия для охоты, рыболовства и разведения рыбы.
Согласно Лесному плану Новгородской области на территории района возможно сенокошение на площади 38 га с ежегодным допустимым объемом заготовки в размере 19 тонн сена. Рекомендуемые ежегодные объемы заготовки составляют: 267,9 тонн – ягод, 103,3 тонн – грибов. По этим показателям можно судить, что район богат пищевыми ресурсами, но промышленная заготовка их не ведется.
Леса района имеют серьезное рекреационное значение для жителей района, Новгородской области и близкорасположенного мегаполиса – Санкт-Петербурга. Однако природно-ресурсный потенциал организованно практически не используется.

Недвижимость

             В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Порядком владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Солецкого муниципального района, утверждённым решением Думы Солецкого муниципального района от 30.12.2010 № 35, Постановлением Администрации Новгородской области «О техническом учёте (инвентаризации) областного недвижимого имущества» в целях обеспечения учёта объектов муниципальной недвижимости органами исполнительной района и поселений ведутся Реестры муниципальной собственности.    Его основной задачей является получение качественной, достоверной информации об объектах муниципальной собственности: об их местоположении, количественном и качественном составе, балансовой стоимости, техническом состоянии, иных необходимых индивидуализирующих характеристиках и изменении всех этих показателей.
            Анализ реестра муниципальной собственности позволяет сделать следующие выводы:
-ведение реестра осуществляется без использования современных информационных технологий и программных методов;
-комплексные сведения по всем объектам недвижимости отсутствуют: не имеют технических планов (паспортов) автомобильные дороги местного значения и  часть зданий и сооружений,  имеющиеся техпаспорта в ряде случаев  10-20 летней давности изготовления, не проведены межевые (землеустроительные) работы по земельным участкам, занимаемым автомобильными дорогами;
-в связи с отсутствием технической, а в ряде случаев и правоустанавливающей документации (например, при принятии жилфонда от ликвидируемых сельхозпредприятий района), не имеется и оформленных Росреестром  прав собственности на  муниципальную недвижимость;  
-большая часть используемой муниципальной недвижимости в достаточно высокой степени изношена, требует существенных затрат  по ремонту и восстановлению;
-ряд объектов муниципальной собственности в связи с закрытием сельских школ, медицинских пунктов и клубов не используется и остаётся не востребованным на протяжении нескольких лет.
           Кроме этого, на территории района имеются бесхозяйные объекты (автомобильные дороги, объекты ЖКХ и энергетики, жилые дома и квартиры) и объекты культурного наследия, требующие осуществления процесса разграничения имущества с оформлением всех технических, межевых и иных документов.
           В связи с этим основным направлением в области работы с муниципальной недвижимостью и собственностью является вовлечение её  в гражданский и хозяйственный оборот, осуществление технической паспортизации и регистрации прав муниципальной собственности,  актуализация  Реестра муниципальной недвижимости.   Неиспользуемые для осуществления полномочий района и поселений объекты муниципальной недвижимости подлежат перепрофилированию либо оценке их рыночной стоимости и приватизации в целях предотвращения их дальнейшего разрушения, минимизации расходов на их содержание и рационального пополнения доходов бюджета муниципального района.  Возможными методами вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого муниципального имущества также может являться сдача его в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование.

Финансовые ресурсы муниципального развития

 

         За 2011 год доходы консолидированного бюджета муниципального района составили 342,5 млн руб., расходы – 346,2 млн руб. Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет муниципального района в объеме 84,2 млн руб., что выше уровня 2010 года на 2,3 млн руб. или на 2,8%. По сравнению с 2008 годом доходы бюджета снизились на 0,6% или 1,9 млн руб., расходы бюджета выросли на 2,2% или 7,4 млн руб. Объем безвозмездных перечислений из областного центра за этот период снизился на 9,6 млн руб.

         За последние 3 года консолидированный бюджет муниципального района исполнялся с дефицитом.

            Структура собственных доходов консолидированного бюджета района

представлена в следующей таблице:

тыс. руб.

Наименование

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

 

Налог на доходы физических лиц

59169,3

60488,6

57716,6

60115,6

Налоги на совокупный доход

  5793,6

 6266,3

  6312,6

  6866,1

Местные налоги

 1388,9

 3212,8

    3157

  2364,5

Прочие налоговые доходы

 1869,1

 1664,6

    5206

     5145

Неналоговые доходы

 8189,8

   12072,9

    9475

  9733,2

Налоговые и неналоговые доходы всего

   76410,7

   83705,2

   81867,2

84224,4

 

Наиболее значимые налоги и сборы в структуре собственных доходов консолидированного бюджета Солецкого муниципального района, %

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Налог на доходы физических лиц

       77,4

72,3

70,5

71,4

Налоги на совокупный доход

   7,6

  7,5

  7,7

  8,2

Местные налоги

   1,8

  3,8

  3,8

  2,8

Прочие налоговые доходы

   2,5

  2,0

  6,4

   6,1

Неналоговые доходы

       10,7

14,4

11,6

 11,5

Налоговые и неналоговые доходы всего

100,0

     100,0

     100,0

    100,0

 

         В расходной части бюджета по-прежнему приоритетными статьями  являются выплаты заработной платы и оплата бюджетными учреждениями коммунальных услуг. Основными статьями расходов являлись: образование – 106 млн руб. (30,6%),  социальная политика – 73,0 млн руб. (21%), ЖКХ – 67,5 млн руб. (19,5%), общегосударственные расходы – 44,3 млн руб. (12,8%), здравоохранение – 22,6 млн руб. (6,5%), культура – 20,8 млн руб. (6,0%).
      Удельный вес в общей сумме доходов консолидированного бюджета Солецкого муниципального района, %

Год

Безвозмездные

поступления от других бюджетов (кроме дотации)

Собственные
доходы

Дотация на

выравнивание

Прочие безвозмездные поступления

Итого

2008

 

67,6

 

22,2

 

10,1

 

0,1

100

2009

59,0

27,4

13,4

0,2

100

2010

58,7

25,7

15,5

0,1

100

2011

60,3

24,6

15,0

0,1

100

         В 2008–2011 годах основными источниками доходов консолидированного бюджета муниципального района являлись: налог на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Их общий удельный вес в объеме бюджета муниципального района составил 85% и 79,6% в 2008 и 2011 году соответственно.  Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) составили в 2008 году 1,8%, в 2011 году – 2,8%.
         Объем поступления налога на доходы с физических лиц зависит от общего фонда заработной платы в районе. Его увеличение может происходить как за счет повышения среднего уровня заработной платы, так и за счет создания новых рабочих мест. Увеличение инвестиционной привлекательности района, в связи с приходом природного газа, является резервом для создания в районе новых производств, а, следовательно, – для увеличения поступления налога на доходы с физических лиц.
         Кроме того, повышение общего объема доходов бюджета может быть связано с увеличением неналоговых доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности.
         Консолидированный бюджет муниципального района характеризуется высокой долей безвозмездных поступлений. Удельный вес безвозмездных поступлений (включая дотацию) в объеме консолидированного бюджета составил 77,8% в 2008 году, в 2011 году – 75,4%, что говорит о высокой зависимости консолидированного бюджета муниципального района от вышестоящего бюджета. Следовательно, долгосрочные планы должны регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики области.

 

 Туристско-рекреационные ресурсы

          Солецкий район обладает значительным потенциалом для организации туристического отдыха, а также лечения.
Местность Солецкого района – равнинная с вкраплениями холмов, климат – переходный от морского к континентальному. По природным показателям район является достаточно привлекательным для развития рекреации и туризма.
Около 40% территории района занято лесами. Также на территории района имеются реки, озера и болота. Кроме этого, на территории г. Сольцы находится минеральный источник. Водные ресурсы в сочетании с лесными массивами являются хорошим природным потенциалом для туристско-рекреационной деятельности.
Данные элементы ландшафта составляют потенциал для организации экологического туризма (экотуризма). Экотуризм представляет собой определенный вид отдыха.  В основе данного вида туризма лежит принцип, предполагающий путешествия, которые не наносят никакого вреда природе.
На территории района особо охраняемые природные территории представлены Солецким природным заказником и 14 памятниками природы:
  • Государственный природный биологический заказник регионального значения, 7,7 га;
  • Ботанический памятник «Каменка», 10 га;
  • Валуны на р. Шелонь, 2 га, между д. Сосновка и д. Любитово;
  • Молочковский бор, 200 га;
  • Минеральный источник на р. Шелонь, г. Сольцы, 0,04 га;
  • Парк д. Велебицы, 11 га;
  • Парк д. Горки, 10 га;
  • Парк-усадьба «Выбити», 60 га;
  • Место поселения белых аистов, д. Илемно;
  • Поселение выдр, р. Мшага;
  • Поселения бобров, р. Ситня, р. Калошка;
  • Геологические обнажения у д. Шапково и д. Сосновка по течению р. Калошки и р. Шелонь;
  • Торфоболота, д. Ситня, 100 га, д. Язвище, 600 га;
  • Ландшафтный объект – сосновая роща, д. Хвойная, 20 га;
  • Ландшафтная роща, д. Лубино, 5 га.
Однако, при наличии природно-рекреационного потенциала, в Солецком районе рекреационная инфраструктура слабо развита, и ее целесообразно развивать.
Туризм сочетает в себе не только отдых, оздоровление, но и культурно-познавательную деятельность, и общение (научные конференции, специальные культурные программы). На территории Солецкого района историко-культурный потенциал представлен памятниками истории, искусства и архитектуры, археологии. Всего насчитывается 196 объектов культурного наследия.
В настоящее время все большее развитие получает молодежный, спортивный и культурно-познавательный виды туризма. В частности, большой популярностью пользуется оборонно-спортивный лагерь «Муромец» в д. Казачий Лютец.
В г. Сольцы функционирует Солецкий краеведческий музей, на базе которого предлагается восстановление народных промыслов – изготовление глиняных игрушек, ткачества, плетения, что позволит наладить выпуск сувенирной продукции.
Также важную роль в развитии туристско-рекреационного комплекса района играет его близость к озеру Ильмень, выгодное транспортно-географическое положение.

1.12 Итоги анализа внутренней и внешней среды района

          Выбор эффективной стратегии развития района обусловлен сочетанием сильных и слабых сторон, характеризующих социально-экономическое положение района. Эффективная стратегия развития района – это та стратегия, реализация которой преумножает внутренний потенциал района и укрепляет его положение на региональном и федеральном уровне.  
Для проведения качественной интегральной оценки развития экономики и социальной сферы Солецкого района использован такой распространенный инструмент бизнес  – планирования как  SWOT- анализ (анализ сильных  и слабых сторон, возможностей и угроз, их позитивное и негативное влияние на ситуацию в районе).
В результате   анализа,   были определены следующие стратегические характеристики  внутренней  и  внешней  среды.

Внутренняя  среда  Солецкого муниципального района

(сильные и слабые стороны)

Сильные стороны:

  1.   Приближенность к крупным городам (В.Новгород, Санкт-Перербург, Москва, Псков).
  2. Наличие свободных инвестиционных площадок и инвестиционных проектов.
  3. Наличие материально-спортивной базы физической культуры и спорта.
  4. Через территорию района проходит автомобильная дорога В.Новгород- Псков и участок Октябрьской железной дороги.
  5. Наличие уникальных исторических застроек с купеческими особняками и лавками.
  6. Богатая минерально-сырьевая база (более 20 месторождений).
  7. Наличие многоотраслевой структуры малого и среднего  предпринимательства.
  8. Высокий потенциал для массового туризма и отдыха.
  9. Действующие предприятия (ООО «Завод Эллипс», ООО «Метеор», ООО «Новый Фанг», ЗАО «Кондитер», ООО «Сольцы-хлеб»).
  10. Рост количества предприятий малого и среднего бизнеса.
  11. Развитая сфера торговли и услуг.
  12. Снижение естественной убыли населения.

 

   Слабые стороны:

  1. Медленные темпы модернизации производства.
  2. Недостаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
  3. Низкий уровень городской среды.
  4. Большой износ жилого фонда и коммуникаций.
  5. Высокий процент населения  пенсионного возраста.
  6. Отток  молодёжи  из  района.
  7. Дефицит кадров рабочих профессий.
  8. Отток квалифицированных кадров на территории с более высоким уровнем отплаты труда.
  9. Низкие доходы населения.

 

Для успешного выживания в долгосрочной перспективе необходимо выяснить, какие угрозы и возможности существуют во внешней среде, которая условно разделена на среду дальнего и ближнего окружения.

Внешняя  среда представляет собой сферу, в которой  району приходится взаимодействовать с другими организациями, муниципальными  образованиями каждый день.
Как показывает анализ, стратегическая характеристика ближнего и дальнего окружения, в которой функционирует район, следующая:

Возможности внешней среды:

  1. Создание и развитие новых видов производств.
  2. Стимулирование и реализация инвестиционных проектов.
  3. Наличие федеральных и областных программ развития, национальных  проектов, деятельность благотворительных фондов.
  4. Повышенный  интерес в  стране  к историческим  местам и культуре.
  5. Благоприятное географическое  положение, близость больших городов.
  6. Способность к развитию конкуренции на потребительском рынке района.
  7. Привлечение денежных средств из-за пределов района, в том числе за счет развития индустрии туризма.
  8. Применение новых технологий в животноводстве и растениеводстве позволят увеличивать объемы производства продукции предприятий сельского хозяйства.
  9. Перспективы развития предпринимательской сферы и малого бизнеса.
  10. Рост оборота розничной торговли.

 

Угрозы внешней среды:

  1. Существенное ограничение финансовой автономии района налоговым законодательством и межбюджетным регулированием.
  2. Отсутствие связи  роста экономики страны с развитием района.
  3. Невысокий уровень производительности труда.
  4. Высокая стоимость коммунальных услуг, энергетических ресурсов.
  5. Отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
  6.  Изменение базовых ценностей населения   в сторону  ухудшения.
  7. Старение населения, высокая смертность, в том числе как следствие ухудшения здоровья.
  8. Отсутствие внешних инвестиций.

 

Сильные стороны Солецкого муниципального района могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию, слабые стороны сдерживают развитие района. Их влияние нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. С другой стороны, слабые стороны в определенных условиях могут быть обращены в положительные, то есть быть использованы в качестве стимулов для развития  и привлечения инвестиций.

 

2. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА

2.1 Стратегические цели и ожидаемые результаты развития района

        Программы и мероприятия в рамках стратегии должны быть нацелены на:

–     обеспечение экономического роста за счет   развития промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, сферы туризма и рекреационной деятельности;

–     использование собственной ресурсной базы;

–     развитие дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;

–     повышение эффективности расходования бюджетных средств;

–     рост объемов жилищного строительства и привлечение дополнительных финансовых ресурсов в район, в т.ч. за счет более активного участия в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и областных целевых программ.

Ожидаемые результаты:

ü рост валового продукта;

ü увеличение объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет района;

ü увеличение заработной платы;

ü снижение напряженности на рынке труда и дальнейшее повышение уровня социальной защиты населения;

ü повышение уровня и качества жизни населения;

ü улучшение демографической ситуации в районе.

 

          На основании выделения стратегических целей и задач, а также в соответствие с проведенным анализом можно сформулировать следующие приоритетные направления развития Солецкого района:

  1. Формирование благоприятного имиджа района, формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров.
  2. Развитие сельского хозяйства, организация глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
  3. Развитие малого бизнеса.
  4. Реформа ЖКХ
  5. Развитие рекреационной зоны на территории района.

  6.  Развитие социальной сферы.

     В рамках отдельных из этих направлений выделяются точки роста, которые могут стать "локомотивами" развития района и дать наибольший положительный эффект:

£ Формирование программы поддержки и сопровождения бизнеса.

£ Реализация высокоэффективных проектов в сельском хозяйстве.

£ Внедрение информационных технологий и оптимизация системы управления.

£ Создание специальной рекреационной зоны.

£ Внедрение высокоэффективных и энергосберегающих технологий в ЖКХ.

£  Строительство газопровода.

                    

2.2 Приоритетные направления деятельности органов власти,

ориентированные на достижение целевых параметров развития

Солецкого муниципального района

 

Здравоохранение

        Основными задачами развития здравоохранения района до 2030 года являются:

      - улучшение показателей здоровья населения района;

      - улучшение медико-демографической ситуации;

      - обеспечение приоритета профилактической направленности деятельности;

      - снижение уровня смертности и инвалидизации населения от управляемых причин;

      -  внедрение новых медицинских технологий:

      - подготовка и переподготовка медицинских кадров;

      - повышение качества и доступности медицинской помощи для населения. 

Образование

        Приоритетными направлениями политики Солецкого района в сфере образования являются:

- создание условий для предоставления качественного образования;

- обеспечение доступности качественных образовательных услуг;

- внедрение механизмов независимой оценки качества знаний выпускников     образовательных учреждений;

- совершенствование системы критериальной оценки результативности деятельности образовательных учреждений района.

Физкультура и спорт

        Основной целью деятельности в области физической культуры и спорта будет повышение доступности и качества физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых всем категориям населения района, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Молодежная политика

   Ключевыми направлениями молодежной политики являются:

- комплексное патриотическое воспитание молодежи;

- поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- содействие в организации летнего отдыха, здорового образа жизни, содействие в организации труда и занятости молодежи;

- работа с молодыми семьями;

- выявление, продвижение и поддержка активности молодежи и её достижений в различных сферах деятельности;

- создание негативного отношения у молодежи к настроениям иждивенчества, безразличия, невежества и потребительства.

Культура

   Приоритетными направлениями политики в сфере культуры являются:

- сохранение и популяризация культурного наследия района;

- укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры;

- поддержка народных самодеятельных коллективов;

- повышение многообразия, качества и доступности культурных услуг;

- развитие информационного пространства сферы культуры района;

- создание высокотехнологичных продуктов, услуг в формате мультимедиа;

- развитие сектора комплексных услуг, включающих в себя культурную, оздоровительную, образовательную, коммуникационную составляющие;

- создание культурных продуктов для сельского туризма;

- поддержка сувенирного проекта «Солецкая глиняная игрушка»;

- развитие нового формата городского пространства, привлекательного для туристов и горожан;

- поддержка творческих индустрий.

Бюджетная и налоговая политика

                  Основными задачами налоговой и бюджетной политики останутся:

            Изыскание и использование имеющихся резервов роста доходной базы бюджета, в том числе за счет сохранения и развития налогового потенциала на территории муниципального района путем выбора оптимальных форм поддержки важных для района отраслей экономики, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

            совершенствование  администрирования доходов;

            повышение эффективности управления муниципальной собственностью, увеличение доходов от использования муниципального имущества.

В Солецком районе, как и в Новгородской области в целом, начиная с 2008 года муниципальные бюджеты утверждаются сроком на 3 года, что позволяет обеспечить предсказуемость формирования бюджетных расходов консолидированного бюджета муниципального района и повысить качество среднесрочного планирования.

Переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат,  включает:

проведение оптимизации сети муниципальных учреждений

            повышение эффективности и результативности бюджетных расходов

            совершенствование системы межбюджетных отношений

Основные задачи, которые необходимо решить:

            обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления

            оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;

            повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;

            развитие системы муниципального финансового контроля;

            энергосбережение и повышение энергетической эффективности

развитие информационной системы управления муниципальными

            финансами;

совершенствование системы межбюджетных отношений1повышения качества управления муниципальными финансами.
Политика в области муниципальных заимствований будет направлена на разработку мер по снижению долговой нагрузки бюджета и поддержание уровня муниципального долга Солецкого муниципального района на минимально необходимом, экономически безопасном уровне.
Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений, направленное на повышение доступности и качества услуг, является ключевым инструментом программы повышения эффективности бюджетных  расходов. Будет осуществляться мониторинг эффективности работы учреждений в новом статусе казенных, бюджетных и автономных, в том числе путем оценки эффективности бюджетных расходов, направленных на финансовое обеспечение предоставленных услуг, создание условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности муниципальных учреждений и их работников.
Одним из важнейших направлений оптимизации функций муниципального управления и повышения эффективности их обеспечения является оптимизация расходов на содержание муниципальных служащих, а также, повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета муниципального района, совершенствование процедур осуществления муниципального заказа.
В настоящее время Солецкий район, как и Новгородская область в целом, является энергозависимым регионом. Это значит, что район не располагает собственными запасами традиционных энергетических ресурсов. Повышение эффективности использования и сбережения энергоресурсов возможно добиться путем замены оборудования, приборов, светильников на менее энергоемкие, популяризации мероприятий по энергосбережению среди учреждений и жителей района.

2.3 Приоритетные направления развития

Солецкого муниципального района

-развитие сельского хозяйства

-развитие предпринимательства

-создание благоприятного инвестиционного климата

-развитие туризма и рекреационной зоны

Сельское хозяйство

           Основными направлениями развития сельского хозяйства района являются: развитие сельскохозяйственного производства на основе его модернизации, развитие инженерной инфраструктуры сельских поселений, улучшение жилищных условий сельского населения.
Задача до 2030 года увеличивать производство сельскохозяйственной продукции не менее, чем на 8 процентов ежегодно.
Ежегодное увеличение использование пашни составит не менее 0,5 процента. Вся дальнейшая работа будет направлена на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация невостребованных земельных участков, привлечение инвесторов.
Развитие картофелеводства по-прежнему остается приоритетным направлением. Будут увеличиваться площади, занятые под картофель.  Планируется построить овощехранилище на 1500 тонн. Также в районе планируется динамично развиваться зерновое производство,  для обеспечения общественного животноводства сильными кормами,  создания зеленого конвейера в хозяйствах района, приобретения современных машин для заготовки полноценного, высококачественного корма.
Расширение видового состава и внедрение в производство высоко белковых кормовых культур (козлятник восточный, люцерна синегибридная).
Новый виток развития получит развитие льноводства в Солецком районе, увеличение посевов льна и его переработка.
Ведение растениеводства в нашем районе невозможно без проведения мелиорации.  Начнется реализация целевой программы по реконструкции и модернизации внутрихозяйственных мелиоративных сетей, которая направлена на повышение продуктивности сельскохозяйственных земель.
         Наиболее перспективной отраслью сельского хозяйства района остается животноводство. Планируемый уровень развития может быть достигнут при ликвидации существующих недостатков, обновлении материально-производственной базы, наличии инвестиций.
         Целесообразно  начать  реализацию проекта реконструкции  и модернизация ферм с таких хозяйств как СПК «Знамя Ленина» (реконструкция  фермы на 150 голов  и строительство фермы на 200 голов с современными  технологиями доения и кормления), ООО «Шелонь» (приобретение и установка молочного оборудования De Laval).
Наряду с обновлением материально-технической базы необходимо вести племенную работу  по выведению нового поколения высокопродуктивных животных. Она направлена на  увеличение жизненного потенциала животных, и,  как следствие, повышение количественных и качественных показателей молока. Для реализации проекта необходимо  приобрести компьютерную программу «Селэкс – молочный скот», которая предназначена для оперативного автоматизированного учета, анализа, хранения и обработки информации по крупному рогатому скоту.
Еще одним из направлений в развитии животноводства  является применение интенсивных технологий выращивания молодняка крупного рогатого скота по краснодарской технологии, который успешно используется в колхозе «Россия» (СПК         ). Данная технология позволяет значительно увеличить среднесуточные привесы, сократить сроки выращивания ремонтного молодняка и ввода их в основное стадо. Это потребует реконструкции  и строительства ферм для выращивания молодняка в колхозе «Россия» (СПК), ООО «Импэкслен», ООО «Шелонь».
Дальнейшее развитие  свиноводства будет происходить на базе  ООО «Агростандарт»  и  ООО «Светлицы»  за счет новых технологий в кормлении и использовании  для откорма молодняка  современной  гибридизации  мясного направления. В ООО «Светлицы» планируется реконструкция  и модернизация фермы  по откорму свиней на 2500 голов. 
В области развития овцеводства намечено строительство фермы на 300 голов племенных  овцематок романовской породы.
Будет продолжена осуществление программы технического перевооружения сельскохозяйственного производства.  Планируется приобретение тракторов, машин и оборудования.
Для повышения доступности солецкой продукции для жителей района будут продолжаться прямые продажи через сельскохозяйственные ярмарки.
В качестве приоритетных направлений развития сельского хозяйства района можно выделить следующие:
создание благоприятных условий для устойчивого развития животноводства и растениеводства;
стимулирование максимально возможной переработки полученной сельскохозяйственной продукции, что даст возможность обеспечить круглогодичную занятость трудоспособного сельского населения;
стимулирование расширения видового состава и внедрения в производство высокобелковых кормовых культур (козлятник восточный, люцерна синегибридная);
 стимулирование внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий возделывания сельскохозяйственных культур и энергосберегающих технологий содержания скота;
создание условий для организации развития агротуризма – отдыха на деревенских просторах;
создание условий участия в льготном финансировании индивидуального жилищного строительства;
развитие системы информационной и консультационной службы для сельского хозяйства.

 

Предпринимательство

  Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Солецкого муниципального района. Это связано с тем, что состояние сферы малого бизнеса во многом определяет темпы экономического роста, состояние занятости населения, формирование налогооблагаемой базы, наполнение муниципального бюджета. Каждое действующее и вновь создаваемое малое предприятие это новые рабочие места, а, следовательно – снижение затрат на поддержание системы занятости и субсидирование безработных.  Субъекты малого предпринимательства постоянно повышают объемы личных и семейных доходов, тем самым формируют спрос на потребительском рынке, создавая, таким образом, предпосылки развития новых малых и микро бизнесов.
           Стратегия в части развития малого предпринимательства предполагает диалог власти с предпринимательским сообществом, согласование интересов через преодоление противоречий и достижение компромиссов. Поддержка предпринимательства со стороны органов местного самоуправления будет, прежде всего, поддержкой предпринимательской активности населения. Необходимо также формировать позитивное отношение различных слоев населения  к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни.
          Продолжится реализация мероприятий муниципальной программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе субсидирование субъектов малого предпринимательства в части возмещения части затрат на организацию бизнеса в приоритетных отраслях экономики. С целью улучшения доступа к финансовым ресурсам будет создана система гарантий перед кредитно-финансовыми организациями для предприятий малого бизнеса, осуществляющих инвестиционные проекты.

 

Создание благоприятного инвестиционного климата

Основными задачами инвестиционной политики  района являются: создание условий для развития инвестиционной деятельности, привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики.
            С целью привлечения внешних инвестиций планируется:
            развивать информационную открытость района:  подробно отражать на сайте Администрации муниципального района в сети Интернет информацию об имеющихся свободных площадках под строительство, создавать информационные материалы о районе;
оказывать содействие инвесторам в  предоставлении  земельных участков под инвестиционные проекты, а также в осуществлении необходимых при этом действий по переводу земельных участков из одной категории в другую.
        Необходимым условием привлечения инвестиций является газификация района.
Газификация района будет осуществляться по трем основным направлениям:
          строительство объектов газификации за счет инвестиционной составляющей на транспортировку газа;
          строительство сетей за счет средств областного бюджета и бюджета Солецкого городского поселения;
          строительство за счет средств  предприятий и физических лиц.
          Созданию благоприятного инвестиционного климата будет способствовать дальнейшая работа по ремонту и строительству дорог регионального и муниципального значения.

Развитие туризма

          Муниципальный район, располагая природными, культурно-историческими и рекреационными ресурсами, может претендовать на развитие разных видов туризма – культурно- познавательного, событийного, паломнического, лечебно-оздоровительного, экологического, спортивного и экстремального.
          Актуальным является развитие сельского туризма  для  обеспечения самозанятости сельского населения.  В этих целях планируется создание, организация и сертификация сельских гостевых домов, подготовка кадров в сфере сельского туризма (организация школы сельского туризма), оказание маркетинговых услуг владельцам гостевых домов
          Важной задачей  является создание и развитие инфраструктуры туризма в г.Сольцы. С этой целью необходимо выполнить программу мероприятий по  ремонту дорог, благоустройству, развитию гостиничных услуг, обустройству стоянки для автотранспорта, строительству общественного туалета, организации торговли сувенирной продукцией. Будут проведены работы по модернизации городского пространства, сохранению и реновации исторического облика города, будут установлены стенды о знаменательных событиях в истории города и района, карта культурных объектов.
         Предусматривается создание туристско-рекреационной зоны на основе соляного источника в г.Сольцы, который может эксплуатироваться в качестве бренда района, а также строительство кемпингов для отдыхающих на берегу реки Шелонь.
         В целях эффективного использования культурного наследия новый импульс развития получит комплекс музейных зданий, отвечающий требованиям современного туризма. В туристические маршруты будут включены наиболее ценные исторические усадьбы, парки, места, связанные с историческими событиями. Будут приняты меры, направленные на реставрацию, реконструкцию и использование парка-усадьбы «Выбити», парка-усадьбы Горки.
         Приоритетным направлением станет развитие и создание новых центров разработки сувенирной продукции с обучающими программами, а также изготовление сувениров через надомный труд и организация их централизованного сбыта.
            В последнее время все большую популярность приобретают массовые мероприятия, связанные с реконструкцией важных исторических событий, которых в истории района великое множество. В связи с этим предлагается создание  на территории района филиала военно-исторического клуба.

 

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

         Важнейшим условием успешной реализации стратегии  развития Солецкого муниципального района должна стать система мониторинга, которая  включает организацию наблюдения, получение достоверной информации о протекающих в районе социально-экономических процессах; оценку и анализ тенденций в различных сферах экономики; выявление причин, вызывающих тот или иной характер изменений; определение степени достижения главной цели, решения основных задач стратегического плана; обеспечение  органов управления района ,предприятий, организаций и граждан мониторинговой информацией; подготовку рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения органов местного самоуправления.  Система должна обеспечивать постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обеспечивать обратную связь и корректировку текущего планирования в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
         Мониторинг характеризует выполнение стратегии в количественных показателях и представляет собой инструмент для  управления социально-экономическим развитием района. 
         На основании такого анализа, будут приниматься управленческие решения по корректировке, в случае необходимости, графика реализации мероприятий стратегии. В соответствии с результатами анализа социально-экономического развития Солецкого муниципального района могут готовиться соответствующие периодические аналитические отчеты о текущей ситуации.
         Организацией мониторинга будет заниматься специально созданная группа, способная учесть потребности всех заинтересованных сфер общества.  Для этого от каждой из сферы будет выбран представитель, призванный обеспечивать должное участие в мероприятиях плана развития представляемой им сферы общества, а также следить за соблюдением ее интересов. Проведение оценки эффективности возможно силами общественного совета с привлечением местных экспертов-специалистов администрации Солецкого муниципального района, районных предприятий и организации.
           Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Солецкого муниципального района, необходимые для мониторинга Стратегии:
  1. объем ВРП
  2. объем ВРП на душу населения
  3. объем промышленного производства
  4. объем сельскохозяйственного производства
  5. средний уровень заработной платы
  6. объем инвестиций
  7. среднегодовая численность населения
  8. миграционное сальдо
  9. уровень безработицы
  10. доля собственных доходов в общем объеме поступлений консолидированного бюджета муниципального района

Дополнительные показатели:

     - анализ отраслей экономики

     - количество малых предприятий

     - уровень заработной платы по отраслям

     - показатели естественного движения населения

     - ввод жилья.

 

 


Наши События

zamdirektora-novgorodenergo-stal-glavoj-soletskogo-rajona

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
 
Расскажите о проблеме
Написать сообщение

  

v-novgorodskoj-oblasti-v-testovom-rezhime-zarabotal-vechevoj-kolokol.jpg

P-75_logotip  

0_glav

Full_color

фап 2   

Без названия

ggvb.jpg

logoNB

Снимок

НПА 

Реализация указов Президента   

Портал государственных услуг Российской Федерации  

защита прав

200x200_logo@2x

 

 
 
 
© 2010 Администрация Солецкого муниципального района Новгородской области
ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ
Яндекс.Метрика
<-----Sputnik_Veb_Stat----->