Версия для слабовидящих
Об утверждении Концепции развития системы воспитания в муниципальных образовательных организациях Солецкого муниципального округа на 2023-2026 годы
247 от 21.02.2023
Скачать (118.1 Кб)

 

 

Российская Федерация

Новгородская область

Администрация СОЛЕЦКОГО муниципального округа

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21.02.2023 № 247

г. Сольцы

 

Об утверждении Концепции развития системы воспитания в муниципальных образовательных организациях Солецкого муниципального округа на 2023-2026 годы

 

В целях развития системы воспитания в Солецком муниципальном округе, повышения качества воспитания в образовательных организациях Солецкого муниципального округа ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить концепцию развития системы воспитания в муниципальных образовательных организациях Солецкого муниципального округа на 2023-2026 годы.
  2. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании – «Бюллетень Солецкого муниципального округа» и разместить на официальном сайте Администрации Солецкого муниципального округа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

Заместитель Главы администрации Ю.В. Михайлова

 

 

Утверждена

постановлением Администрации

муниципального округа

от 21.02.2023 № 247

 

Концепция развития системы воспитания

в муниципальных образовательных организациях

Солецкого муниципального округа на 2023 - 2026 годы

(далее - Концепция)

 

I.Общие положения

Воспитание детей и молодежи рассматривается в настоящее время в качестве стратегического общенационального приоритета в контексте государственной политики Российской Федерации в сфере образования. На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внесенных в него изменений в 2020 году воспитание является неотъемлемой частью образования, тесно взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, а также принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р) воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, который определяет «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

В условиях обновления содержания воспитания возникает необходимость разработки концепции развития системы воспитания в муниципальных образовательных организациях, определяющей стратегию и направления развития воспитания в муниципальной системе образования в соответствии с современными требованиями государственной образовательной политики.

Мониторинг системы организации воспитания обучающихся муниципального округа показывает необходимость развития гражданского воспитания и формирования российской идентичности обучающихся, духовного и нравственного воспитания, физического, трудового, экологического воспитания, добровольчества и волонтерства среди обучающихся.

Цель и задачи Концепции.

Целью Концепции являются: повышение социального статуса воспитания в системе образования округа; обеспечение необходимых организационных, кадровых, информационно – методических и других условий для развития воспитательной системы в образовательных учреждениях; формирование единого воспитательного пространства муниципального округа в целях реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных учреждений через создание собственных воспитательных систем, обеспечивающих формирование гражданской, нравственной культуры учащихся и учитывающих особенности и потребности современных детей;

-создать условия для воспитания обучающихся в муниципальных образовательных организациях в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям, готовых к мирному созиданию и защите Родины;

-содействовать семейному воспитанию, способствовать расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей;

-содействовать созданию кружков творческой, спортивной направленности;

-создать условия для участия школьников в муниципальных областных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках;

-обеспечить равный доступ к культурным, спортивным, творческим мероприятиям детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;

-создать условия для обеспечения методической помощи, обмена опытом, повышения квалификации всех педагогических работников в соответствии с новыми требованиями профессионального стандарта педагога в области воспитания;

-стандартизировать на муниципальном уровне критериальные подходы к определению уровня эффективности воспитательной работы;

-способствовать созданию и всесторонней поддержке деятельности детских и юношеских общественных объединений, организаций, движений, ученического самоуправления;

-активизировать деятельность образовательных учреждений по профилактике употребления поверхностно-активных веществ, правонарушений, экстремизма и других проявлений девиантного, социально опасного поведения среди несовершеннолетних;

-способствовать развитию здоровье сберегающей среды, формированию у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.

Инфраструктура воспитания в сфере образования муниципального округа представлена системой учреждений, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей и молодежи, защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья, создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.

В настоящее время система образования муниципального округа по состоянию на 1 января 2023 года включает в себя 3 общеобразовательные школы,1 филиал средней школы,4 дошкольных образовательных учреждения с двумя филиалами на селе,2 организации дополнительного образования. Всего обучается в них 1432 ребенка, работает 127 педагогических и иных работников.

В рамках национального проекта «Образование» в 2022 году в муниципальном округе реализовывались 3 региональных составляющих федеральных проектов в структуре национального проекта «Образование»:

– «Современная школа»;

– «Цифровая образовательная среда»;

– «Патриотическое воспитание»;

- «Успех каждого ребенка»;

– «Поддержка семей, имеющих детей».

В рамках национального проекта «Образование» на базе 2-х общеобразовательных школ созданы центры цифрового и гуманитарного образования «Точки роста», в которых школьники в первой половине дня изучают различные предметные дисциплины ( технологию, информатику и ОБЖ), а во второй — занимаются по программам дополнительного образования, работают в командах над технологическими, цифровыми, гуманитарными и социально-экономическими проектами.

Педагоги и директора созданных центров «Точка роста» прошли обучение дистанционно по компетенциям, которые необходимы им для профессионального общения с учениками, в том числе по цифровым компетенциям.

В проекте «Цифровая образовательная среда», направленном на внедрение цифровых технологий в образовательном процессе, повышение профессионализма педагогических работников, безопасность цифровой среды, приняли участие 3 муниципальных общеобразовательных учреждения муниципального округа.

 

Перечень муниципальных образовательных организаций

Система образования Солецкого муниципального округа включает в себя:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы»;

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы»;

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» в д. Выбити;

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Юрия Михайловича д. Горки»;

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Сольцы»;

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»;

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 г. Сольцы»;

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Сольцы»;

филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 г. Сольцы» в д. Горки;

филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 г. Сольцы» в д. Выбити;

 

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»;

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества».

На территории муниципального округа функционирует филиал №5 государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

 

Сведения о развитии дополнительного образования.

Основная цель дополнительного образования– обеспечение доступного дополнительного образования на основе развития его современных форм, модернизация содержания образовательных программ и технологий в образовательном пространстве технического творчества, обеспечение равного доступа к современным образовательным технологиям инженерной направленности и проектной деятельности обучающихся удаленных населенных пунктов.

Дополнительное образование предоставляется детям в муниципальных организациях дополнительного образования, муниципальных образовательных организациях.

В сфере образования функционируют 2 муниципальных автономных учреждения дополнительного образования.

В целом по округу дополнительным образованием охвачено более 80,75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

С 01.09.2022 года на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» в рамках внеурочной деятельности создан школьный театр « Наш театр», в котором реализуется творческий потенциал школьников.

В инфраструктуре воспитания важное место занимают школьные музеи.

В 2022 году на портале школьных музеев были зарегистрированы и получили сертификаты:

музей «Простые вещи», филиала муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы». д. Выбити;

музей истории колхоза «Россия» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Юрия Михайловича д. Горки»;

музей истории комсомола муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы».

 

Материально-техническое и информационное обеспечение

В целях реализации дополнительного образования спортивной направленности для проведения тренировочных мероприятий на условиях безвозмездного пользования муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» и муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» сдают в аренду спортивные залы муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа».

Материально-техническая база организаций дополнительного образования детей требует модернизации: проведения ремонтов зданий, приобретения современного оборудования, цифровой техники и инвентаря для внедрения новых технологий в обучении, создания цифрового обеспечения- компьютерного класса.

Улучшению качества доступности дополнительного образования способствовует организация сотрудничества муниципальных образовательных учреждений с ГОАУ «Новгородский Кванториум». Ежегодно деятельностью Кванториума охвачены более 200 учащихся.

Вместе с тем Солецкий муниципальный округ принял участие
в мероприятии по созданию новых мест дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,что обеспечило возможность реализации современных дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям дополнительного образования, расширив спектр объединений дополнительного образования.

 

Кадровые ресурсы

Кадровое обеспечение системы воспитания в муниципальных образовательных организациях формируется в соответствии с организационной структурой муниципальных образовательных учреждений на основании регламентов, установленных областным законодательством.

Численность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования-48 педагогов. Численность педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования- 79 педагогов. Имеют высшее образование 90 педагогов.

Все педагогические работники образовательных организаций осуществляют функцию воспитания. Особую роль в организации воспитательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях играют заместители директоров по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, библиотекари, классные руководители.

В рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сольцы» с 01.09.2022 года введена ставка советника директора по учебно-воспитательной работе.

Важное место в системе выявления и распространения положительного опыта воспитательной работы занимает конкурсное движение. Наиболее значимыми являются муниципальные этапы всероссийских конкурсов педагогического мастерства «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», конкурсы методических разработок классных руководителей, педагогов по различным проблемам и направлениям воспитания.

 

Социальные институты воспитания

Важнейшими социальными институтами воспитания являются семья и детские общественные объединения.

Муниципальные образовательные учреждения оказывают поддержку семьям по воспитанию детей через повышение психолого-педагогической компетенции родителей, освещение тем воспитания на родительских собраниях, проведение совместных детско-родительских мероприятий, создание на своих базах семейных клубов. Большое значение для родителей имеет реализация регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (с 2021 года в рамках проекта «Современная школа»), благодаря которому родители получают консультации специалистов по вопросам развития, обучения, воспитания детей. Родительские комитеты не только участвуют в общественно-государственном управлении образованием, но и содействуют повышению психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

В муниципальных образовательных учреждениях реализуются программы воспитания. Планы работы разрабатываются на каждый учебный год.

Рабочие программы воспитания основаны на традициях общеобразовательных учреждений, в них учтены особенности организуемого воспитательного процесса.

Каждое муниципальное общеобразовательное учреждение имеет свою Программу, но все программы имеют единую цель для всех школ, модульный принцип построения, носят деятельностный характер.

Все школы выбрали модуль «Волонтерство», в котором задействовано более 100 обучающихся. 2 школы реализуют модуль «Ключевые общешкольные дела». В них открыты первичные отделения РДШ (Российское движение школьников). Общее кол-во участников -105 человек. Также в школах используются модули воспитательной работы, такие как « Классное руководство», «Работа с родителями».

Целью патриотического воспитания обучающихся муниципальных образовательных учреждений является формирование патриотизма у граждан, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях российского народа, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении и защите отечества, обеспечении жизненно важных интересов и устойчивого развития государства и общества.

В муниципальном округе реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный проект). Федеральный проект направлен на укрепление воспитательной составляющей системы образования, способствовует всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся и расширяет их участие в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы. Патриотическое воспитание осуществляется на основе соответствующих программ, функционирования музеев поисковой и краеведческой деятельности в школах, приобщения обучающихся к традиционной народной культуре, сохранения и развития традиций военно- патриотического воспитания, в том числе в деятельности отрядов ЮНАРМИИ.

Создана и развивается система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание (вахты памяти, акции, социальные проекты, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования и др.).

В муниципальном округе активно развивается добровольческое (волонтерское) движение.

Отмечается позитивная динамика создания добровольческих (волонтерских) отрядов и вовлечения обучающихся в добровольческую деятельность.

В муниципальном округе действует система повышения психолого- педагогической культуры родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, реализуемая муниципальными образовательными учреждениями, включающая ежегодные родительские собрания, бесплатные консультации в рамках мероприятий по поддержке семей, имеющих детей, регионального проекта «Современная школа». Муниципальные образовательные учреждения, прежде всего дошкольные и организации дополнительного образования, проводят мероприятия, содействующие укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей, созданию сферы семейного развивающего досуга, системы информирования, просвещения и консультирования родителей по вопросам семейной педагогики, детской психологии.

В муниципальном округе работает филиал № 5 центра психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи, который оказывает психолого-педагогическую,медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Вместе с тем анализ результативности воспитания муниципальных образовательных учреждений муниципального округа дает возможность выделить следующие проблемы:

-недостаточный уровень компетентности кадров, обеспечивающих организацию и управление воспитательным процессом. Современный педагог, в том числе учитель, испытывает затруднения в осуществлении воспитательной деятельности, в реализации принципа единства обучения и воспитания. Недостаточно реализуется воспитательный потенциал урока, учебного занятия. Эффективная воспитательная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога знаний о приоритетных направлениях воспитательной деятельности, указанных в основных нормативных документах Министерства образования Российской Федерации, о современных воспитательных методах и технологиях, отвечающих запросам обучающихся, знаний и умений диагностики и мониторинга процесса воспитания, анализа результатов мониторинга. Поэтому необходимо систематическое обучение и повышение квалификации работников образования по названному направлению;

- необходимость повышения психолого-педагогической культуры родителей и вовлечения большего числа родителей, в том числе «немотивированных» на воспитание детей, в развивающуюся систему психолого-педагогического просвещения и детско-взрослые сообщества.

Исследования детско-родительских отношений, воспитательной деятельности родителей показывают недостаточную развитость у них воспитательных навыков, опыта, отсутствие времени для качественного взаимодействия с ребенком, непонимание родителями воспитательных технологий, сущности функциональных обязанностей по воспитанию и обучению детей, дефицит знаний о психологических особенностях ребенка, наличие трудностей при самостоятельном поиске ответов на ежедневно возникающие вопросы по воспитанию и развитию детей и пр.

Наряду с вышеуказанным отмечаются устранение современных родителей от воспитания и решения проблем личностного развития детей, слабость межличностных связей между родителями и детьми, авторитетность внешнего (не всегда позитивно направленного) окружения ребенка, подростка, утрата влияния семьи на ребенка или отрицательное воздействие на него образа жизни родителей и уклада семьи. Психолого-педагогическое просвещение родителей с использованием диалоговых форм является ответом на данный вызов. Сотрудничество муниципальных образовательных учреждений с семьей может помочь формированию компетенций родителей, их готовности пополнять собственные психолого-педагогические знания, их потребности расширять и осмысливать родительский опыт, включаться в детско-взрослые сообщества, направленные на совместную социально-значимую деятельность детей и родителей и содействующие развитию связей поколений.

Мобильность социальных процессов, появление большого количества нормативных документов в сфере воспитания, разработка новых воспитательных технологий, недостаточность воспитательных ресурсов конкретного муниципального образовательного учреждения делают необходимым сетевое и межведомственное взаимодействие. В основе такого взаимодействия лежит «сеть», представляющая собой совокупность занимающих определенные позиции субъектов (учитель, педагогический коллектив, образовательное учреждение,) и связей между ними, направленных на решение проблем воспитания посредством преодоления автономности и закрытости организаций, их взаимодействия на принципах социального партнерства. В сетевом взаимодействии становится возможной методическая совместная деятельность образовательных учреждений округа, основой возникновения которой являются проблемы воспитания, понятные всем субъектам, вступающим в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения.

В числе ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, могут выступать: кадровые ресурсы (высококвалифицированные педагоги, владеющие современными воспитательными технологиями; специалисты по методикам воспитания и т. п.); информационные ресурсы (базы данных, электронные библиотеки; и т.д.); учебно-методические ресурсы (рабочие программы воспитания; методические материалы, пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня воспитанности, компьютерные диагностирующие программы и т.д.

Таким образом, создание сетевого и межведомственного взаимодействия с учетом его нормативно-правовых оснований, сущностных характеристик, управленческих механизмов и механизмов реализации является важным шагом для методического обеспечения воспитательной работы в муниципальном округе.

II. Концептуальные основы

Концептуальные основы системы воспитания в муниципальном округе предполагают повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, содержания и структуры воспитания с учетом следующих приоритетов государственной политики в области воспитания:

развитие высоконравственной, творческой личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности системы воспитания в муниципальном округе;

поддержка общественных и социальных институтов для объединения усилий в решении актуальных задач современного воспитания;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку, являющемуся основой гражданской идентичности населения Российской Федерации и, главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов детей, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации).

 

Основные идеи и принципы

В основу разработки концепции положены идеи и принципы, отражающие культурно-исторический и социально-педагогический контекст воспитательного пространства:

  • идея социального партнерства: социальными партнерами в формировании единого воспитательного пространства выступают учреждения общего и дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, соцзащиты, муниципальной власти, общественные организации, а также родители и семья являются стратегическими социальными партнерами;
  • идея социального проектирования: социальное проектирование содержит наибольшие воспитательные ресурсы в формировании личности, воспитании чувства патриотизма, любви, гордости и сопереживания к Отечеству и малой родине, чувства ответственности за родной край, его жителей, свое окружение; включает воспитанников в созидательную и преобразовательную деятельность на благо муниципального округа. Это социально ориентированная деятельность, результатом которой становится реальный вклад обучающихся в решение общественно значимых проблем, изменение социальной ситуации, а значит, изменение себя;
  • идея командной деятельности: командная деятельность имеет большой воспитывающий потенциал, направленный на формирование отношений ответственной зависимости, социальных компетенций, умений взаимодействовать, планировать, распределять деятельность. Очень важно, чтобы целью команды стала социально значимая деятельность;
  • идея использования социальных практик: социальная практика позволяет легче и быстрее осваивать новые виды действий, социальные роли, модели поведения; она реализуется в различных формах: практика работы с информацией, проектная деятельность, практика исследовательской деятельности, культурологическая практика, социально-правовая практика, практика творческой деятельности, практика социального проектирования, управленческая практика.

В качестве основных принципов, определяющих успешность проектирования и реализации Концепции, выступают следующие:

  • принцип общественно-государственного управления воспитанием, предполагающий разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания обучающихся;
  • принцип гуманистической направленности воспитания, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками

образовательных отношений, включающий оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в процессе социализации;

  • принцип демократизма, основанный на диалоговом взаимодействии, всех участников образовательных отношений, предполагающий создание опыта равноправного сотрудничества, совместного принятия решений, совместной организации деятельности, совместного нормотворчества;
  • принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие обучающихся в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, планами и жизненными установками;

- принцип результатной ориентации как направленности воспитания на создание опыта социально позитивных и личностно поддерживающих общения, взаимодействия, деятельности ребенка, проявляющегося в наращивании социальных компетенций, ценностных отношений и инициативных социальных действиях.

II.Основные направления развития системы воспитания в муниципальных образовательных организациях

К основным направлениям развития системы воспитания относятся:

  1. Обновление содержания воспитания в муниципальных образовательных учреждениях;
  2. Развитие других социальных институтов воспитания;
  3. Поддержка семейного воспитания;
  4. Поддержка детских общественных объединений в сфере воспитания;
  5. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.
  6. Укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания.
  1. Обновление содержания воспитания в образовательных учреждениях муниципального округа
    • Гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

 Задачи:

  • создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в патриотическом воспитании подрастающего поколения, формировании российской гражданской идентичности;
  • формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно- патриотического воспитания;
  • привлечение обучающихся образовательных учреждений муниципального округа к активному участию в общественной жизни, формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества,
  • повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно- политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • развитие поисковой и краеведческой деятельности;
  • создание условий для запуска гражданского самоопределения обучающихся, подготовка их к самостоятельному социальному действию;
  • развитие правовой и политической культуры подрастающего поколения, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
  • реализация проектов и мероприятий Российского движения школьников, ЮНАРМИИ, всероссийского конкурса «Большая перемена»;
  • развитие межведомственного взаимодействия и социального партнерства в реализации программ и проектов гражданской и патриотической направленности, в том числе посредством реализации программ в сетевой форме;
  • проведение конкурсов, акций и других мероприятий, направленных на развитие ценностной сферы детей и подростков, а также на пропаганду правовых, культурных и исторических знаний;
  • реализация программ и проектов, направленных на развитие межпоколенного диалога (областная патриотическая акция «Долг памяти: ветеран живет рядом», областная патриотическая акция «Посади дерево»);
  • реализация программ и проектов, направленных на исследование родного края, природного, научного, технического, спортивного, нравственного и культурного наследия страны, области, округа;
  • проведение историко-патриотических мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам, Дням воинской славы России; организация экскурсионных поездок на объекты военно-исторического, военно-мемориального, историко-культурного наследия; организация проведения комплекса праздничных мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне;
  • развитие поисковой, исследовательской работы, увековечивание памяти защитников Отечества, участие во всероссийских и межрегиональных мероприятиях (организация на территории области поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в рамках Всероссийской акции «Вахта памяти»; организация взаимодействия районного поискового отряда «Память» с муниципальными учреждениями);
  • проведение конкурсов, фестивалей, встреч, слетов, сборов, форумов для поддержки и развития детских и молодежных общественных объединений; оказание информационной, консультационной поддержки детским и молодежным общественным объединениям;
  • организация мероприятий, направленных на развитие ученического, самоуправления.
  • участие в организации допризывной подготовки граждан к военной службе : проведение оборонно-спортивных игр, военно-спортивных сборов, соревнований, спартакиад молодежи допризывного и призывного возраста.
  • Духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе российских традиционных ценностей, традиций муниципального округа

Муниципальная система воспитания строится на основе базовых национальных ценностей, изложенных в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, а также в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Задачи:

  • развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
  • формирование у обучающихся патриотических убеждений и гражданской ответственности за судьбу своей семьи, родного края; уважения к культурному и историческому прошлому многонационального народа России; традициям и культурному наследию Новгородчины;
  • приобщение обучающихся к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества.
    • содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
    • оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Ключевые мероприятия и формы работы:

- вовлечение обучающихся в изучение истории и культуры народов России, в том числе проживающих на территории Солецкого муниципального округа (учебные программы в рамках предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», программы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные программы, программы деятельности клубных объединений учреждений культуры; реализация просветительских и образовательных программ и проектов, направленных на расширение пространства взаимодействия обучающихся в процессе духовного и нравственного формирования личности (областные и муниципальные образовательные краеведческие чтения);

- повышение общего уровня культуры, а также культуры межнационального общения.

  • Приобщение детей к культурному наследию

В целях приобщения детей к культурному наследию система воспитания муниципального округа предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям и направлена на воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Солецком муниципальном округе, Российской Федерации.

Задачи:

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Солецком муниципальном округе, Российской Федерации;
  • развитие зрительской, слушательской, читательской, проектно-творческой культуры подрастающего поколения, расширение возможностей участия в творческих фестивалях, конкурсах, смотрах, слетах;

- формирование условий для развития информационного сопровождения процесса приобщения подрастающего поколения к культурному наследию эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального;

  • создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • развитие деятельности школьных театров, организация и проведение творческих конкурсов;
  • организация деятельности школьных музеев, мероприятий связанных с изучением истории и культуры;
  • участие в мероприятиях, связанных с изучением объектов культурного наследия и вопросами их сохранения, конкурс «Отечество».

1.4 Физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни

В целях воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности используются возможности системы общего и дополнительного образования муниципального округа, направленные на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени.

Задачи:

  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  • создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
  • предоставление обучающимся муниципальных образовательных учреждений условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями;
  • использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
  • содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них обучающихся.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • проведение мероприятий, направленных на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения (регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, психологами, проведение дней здоровья, конкурсов и др.);
  • развитие школьных спортивных клубов, проведение спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр и др. (фестиваль ГТО и др.),
  • проведение мероприятий, направленных на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни ( «Безопасное колесо», и т.д);
  • организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни и активных занятий спортом (Спартакиада обучающихся образовательных организаций муниципального округа, соревнования школьников по тестированию по программе «Президентские состязания»).
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

С целью формирования у обучающихся внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития реализуются мероприятия по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

  • воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
  • формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
  • развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
  • содействие профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • реализация программ и проектов, направленных на ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности в различных и особенно в новых современных и перспективных профессиях (проект «Билет в будущее», онлайн уроки «Проектория» и др.);
  • развитие навыков и способностей, обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности;
  • проведение мероприятий , ориентированных на формирование бытовых трудовых компетенций и их ценности;
  • организация и осуществление профессионального консультирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
    • проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и вовлечения их в процесс формирования и реализации воспитательной трудовой деятельности.

1.6 Экологическое воспитание

Цель-формирование научного мировоззрения и удовлетворения познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на совершенствование экологического воспитания и формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.

Задачи:

  • развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • формирование ответственного и компетентного отношения человека, затрагивающего и изменяющего экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях.

 

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры;
  • проведение экологических мероприятий: День экологический знаний, выставка « Осенний букет», изготовление кормушек и домиков для птиц, интеллектуальные марафоны;
  • реализация мероприятий в рамках природоохранных социально- образовательных проектов «Молодые защитники природы», конкурсы плакатов и рисунков «Мир вокруг нас»;
  • организация и проведение мероприятий (конкурсов, конференций, фестивалей, форумов, акций и т.д.), направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся

Система воспитания в муниципальных образовательных организациях ориентирована на создание условий для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения с целью формирования ответственного отношения к закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувства гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны.

 

Задачи:

  • создание условий для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения;
  • формирование ответственного отношения к закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувства гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны;
  • принятие мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним;
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
  • противодействие экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • оптимизация системы сбора и учета на уровне муниципального образовательного учреждения данных о специфике имеющихся у детей сложностей, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей;
  • информационно-методическое сопровождение деятельности муниципальных образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; разработка и реализация индивидуальных программ психолого- педагогического сопровождения несовершеннолетних группы риска, несовершеннолетних, состоящих на различных формах профилактического учета;
  • организация мониторингов среди обучающихся: противодействие экстремизму и результативность его профилактики;
  1. Развитие других социальных институтов воспитания в муниципалых образовательных организациях
  • Поддержка семейного воспитания

Система воспитания в муниципальных образовательных организациях ориентирована на содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, расширение участия семьи в воспитательной деятельности муниципальных образовательных учреждений.

Задачи:

  • повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, в том числе среди приемных родителей;
  • популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях;
  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности учреждений, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми, в том числе в рамках создания коллегиальных органов;
  • поддержка семейных и родительских объединений (семейных клубов, клубов по месту жительства);
  • создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • мероприятия, направленные на формирование психолого-педагогической культуры родителей, в том числе устойчивых представлений о семье как главном социальном институте, формирующем гражданскую ответственность родителей перед детьми и обществом за воспитание и создание условий полноценной социализации личности в семье, областные, муниципальные, школьные тематические родительские собрания и др.);
  • мероприятия, направленные на формирование у членов семьи системы нравственных ценностей, этического сознания, стремления строить свои отношения на принципах гуманизма и по законам совести, добра и справедливости, стремление осуществлять нравственный выбор действий и поступков, готовности нести за них ответственность (мероприятия в рамках деятельности родительских клубов, других родительских объединений и детско-взрослых сообществ, муниципальные конкурсы);
  • мероприятия, направленные на сохранение семейных традиций, на знание, уважение и стремление развивать лучшие отечественные традиции воспитания в семье;
  • мероприятия, направленные на осознанное принятие норм детско- родительских отношений, повышение позитивного имиджа семьи как главной сферы жизнедеятельности и социализации личности и развитие воспитательного потенциала семьи ( конкурсы, выставки и др.).
  • Поддержка общественных объединений, органов ученического самоуправления в сфере воспитания

Система воспитания в муниципальных образовательных организациях направлена на улучшение условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений, органов ученического самоуправления с муниципальными образовательными учреждениями общего и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах.

Задачи:

  • поддержка ученического самоуправления и повышение роли обучающихся в управлении образовательным процессом;
  • привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в добровольческом (волонтерском) движении;
  • расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • создание на базе муниципальных образовательных учреждений первичных отделений детских общественных организаций и движений (РДШ, ЮНАРМИИ, Российское движение детей и молодежи « Движение первых» и др.);

- организация и развитие ученического самоуправления;

- увеличение членов добровольческих (волонтерских) отрядов по различным направлениям (областной конкурс волонтерских отрядов и др.); проведение конкурсов, слетов, фестивалей и мероприятий для детских и молодежных общественных объединений (Всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена», Всероссийский проект «РДШ – территория самоуправления», Всероссийский конкурс «Лучшая команда РДШ», акция «Добровольцы – детям» и др.).

  • Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов

Деятельность образовательных учреждений и даже отдельных педагогов все чаще оценивается по информационной открытости и мобильности. Цель данного направления в муниципальной системе образования – создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания и социализации обучающихся.

Задачи:

  • информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
  • содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
  • воспитание в обучающихся умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
  • обеспечение условий защиты обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • освещение вопросов воспитания и воспитательной деятельности на официальных сайтах муниципальных образовательных учреждений, в аккаунтах социальных сетей, в том числе анонсирование предстоящих мероприятий;
  • создание и функционирование школьных пресс-центров;
  • уроки безопасного Интернета, распространение информации об угрозах открытых информационных систем и др.

 

  • Укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания

Задачи:

- реализация требований к качеству кадрового потенциала в сфере воспитания и социализации обучающихся и развитие инструментов анализа потребностей и профессиональных дефицитов педагогических работников в этой сфере.

  • повышение уровня профессиональных компетенций специалистов, работающих в сфере воспитания.

Ключевые мероприятия и формы работы:

  • проведение научно-методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности специалистов по актуальным проблемам воспитания обучающихся (Методические дни, заседания районо- методических объединений классных руководителей, всероссийские конкурсы «За нравственный подвиг учителя», «Воспитать человека», конкурсов методических разработок классных руководителей и др.);
  • функционирование и развитие муниципальных методических объединений классных руководителей общеобразовательных учреждений;

IV. Механизмы реализации концепции

В целях реализации концепции развития системы воспитания применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

  • развитие и совершенствование муниципальной нормативной правовой базы реализации концепции: разработка программ воспитания в муниципальных образовательных учреждениях.

Организационно-управленческими механизмами являются:

  • совершенствование условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;
  • консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном уровне и уровне муниципальных образовательных учреждений;
  • эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
  • укрепление сотрудничества семьи, муниципальных образовательных и иных организаций в воспитании детей;
  • изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;
  • формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в муниципальных образовательных учреждениях;
  • организация мониторинга достижения качественных, количественных показателей эффективности реализации концепции.

Кадровые механизмы включают:

  • повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей, создание атмосферы уважения к труду педагогов, разработка мер по их социальной т поддержке;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов сферы воспитания, в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам концепции.
  • внедрение и развитие института советника директора по учебно-воспитательной работе и взаимодействие с детскими общественными объединениями;
  • привлечение родительской общественности и общественных объединений к иреализации проектов воспитания;

Научно-методические механизмы предусматривают:

  • разработку системы поддержки лучших педагогических практик, инновационной деятельности педагогов и образовательных организаций в сфере воспитания в целях эффективной реализации их воспитательного потенциала и повышения мотивации к осуществлению воспитательной деятельности;
  • перестройку методических подходов к воспитательной работе образовательных организаций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, результатами современных исследований в сфере воспитания.

Финансово-экономические механизмы включают в себя создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

  • использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Концепции;
  • организация информационной поддержки продвижения положений и реализации Концепции с привлечением средств массовой информации;
  • информационное сопровождение реализации Концепции, предоставление информации о ходе ее реализации в форме публичных отчетов образовательных организаций по вопросам воспитания, привлечение внимания СМИ к вопросам воспитания;
  • создание и развитие эффективно действующих информационно- консультационных сервисов для педагогов, семей и детей, обеспечивающих ориентацию в ресурсах сферы воспитания;
  • информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов, осуществляющих воспитательный процесс;
  • использование современных медиа-средств, ИКТ-технологий, цифровых ресурсов, способствующих активному привлечению общественности к решению проблем воспитания и реализации социального партнерства в их решении.

V. Управление реализацией концепции

Общее управление реализацией концепции осуществляется управлением образования и спорта Администрации муниципального округа, которое:

  • обеспечивает создание и координацию инфраструктуры системы воспитания;
  • обеспечивает нормативные и организационные условия для реализации концепции;
  • осуществляет постановку стратегических целей и задач развития муниципальной системы воспитания в соответствии с приоритетными направлениями государственной образовательной политики;
  • осуществляет разработку и контролирует выполнение мероприятий календарного плана образовательных событий с обучающимися образовательных учреждений на календарный год, в состав которых включены мероприятия концепции;
  • осуществляет размещение на официальном сайте Администрации муниципального округа нормативных правовых актов по управлению реализацией концепции и по контролю за ходом выполнения ее мероприятий, а также материалов о результатах реализации концепции.

Анализ хода реализации концепции осуществляется на совещаниях руководителей муниципальных образовательных учреждений.

Муниципальные образовательные учреждения в ходе управления реализацией концепцией обеспечивают организацию выполнения следующих функций:

  • осуществляют формирование системы методического и содержательного сопровождения мероприятий концепции по направлениям развития системы воспитания по компетенции;
  • осуществляют адресную методическую поддержку, консультирование, педагогических кадров по мероприятиям концепции по компетенции;
  • осуществляют мониторинг эффективности реализации мероприятий концепции по компетенции;

- осуществляют постоянную работу по согласованию сроков и оптимального количества воспитательных мероприятий, акций, программ и отбор их в соответствии с задачами реализации концепции на муниципальном уровне;

  • организуют изучение образовательных запросов и адресную методическую поддержку, консультирование педагогических работников и управленческих кадров по вопросам воспитания в рамках реализации мероприятий концепции на муниципальном уровне.
Дата создания: 22-02-2023
Дата последнего изменения: 22-02-2023
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: